Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Октябрьская узкоколейная железная дорога
 
Начальным пунктом Октябрьской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Октябрьский (неофициальное название - Брантовка), расположенный в Мантуровском районе Костромской области, вблизи станции Брантовка на магистральной железнодорожной линии Галич - Котельнич. Узкоколейная железная дорога была лесовозной.
История Октябрьского леспромхоза ведёт свой отсчёт с 1930 года. В 1932 году был построен первый участок лесовозной узкоколейной железной дороги.
В 1939 году посёлок Брантовка был переименован в Октябрьский. На узкоколейной железной дороге к тому моменту уже было 4 лесных посёлка. В 1948 году протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла 22 километра.
В 1961 году на узкоколейной железной дороге появились первые мотовозы. В 1965 году производится окончательная ликвидация паровой тяги - поступают тепловозы.
Важнейшее событие произошло в 1969 году - было построено соединение с железнодорожной сетью Аверьяновского лесопункта (посёлки Аверьяновка и Монза). С этого времени протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги превысила 70 километров. Примерно тогда же посёлки Шордик и Дегтекурка были выселены, как неперспективные.
С начала 1980-х годов леспромхоз наряду с железнодорожной стал практиковать автомобильную вывозку леса. В 1987 году объём автовывозки впервые превысил объём вывозки по узкоколейной железной дороге. Вскоре выселяется посёлок Монза, прекращается движение на северной части узкоколейной железной дороги. К 1997 году линии в Аверьяновском лесопункте были разобраны.
По состоянию на 1998 год, оставалось 40 километров железнодорожных линий. Лес по ним ещё вывозился, хотя и в небольшом объеме. С 2000 года леспромхоз полностью перешёл на автовывозку.
К июлю 2001 года, когда автор побывал на Октябрьской узкоколейной железной дороге, оставалось 24 километра линии - до Поломки. Движение поддерживалось лишь ради сообщения с этим лесным посёлком. В нём рельсовый путь заканчивался.
Поезд на Поломку летом 2001 года курсировал по вторникам, четвергам и субботам. Отправление - в 5:30 (тепловоз, с главной станции узкоколейной железной дороги), 16:00 (1 пассажирский вагон, из тупика, находящегося в непосредственной близости от станции Брантовка на магистральной железнодорожной линии Галич - Котельнич). Отправление из Поломки на Октябрьский - около 7:00 (1 пассажирский вагон), 17:30 (тепловоз) в те же дни.
Доезжаю в тепловозе до Поломки. Сейчас в этом забытом населённом пункте ещё живут десятки людей.
Жаль, что век посёлка, основанного в начале 1950-х годов, судя по всему, окажется недолгим. Всё чаще говорят о его выселении. После этого потребность в линии узкоколейной железной дороги отпадёт сама собой, и она будет разобрана.
В то время нельзя было исключать и другой вариант - к посёлку подведут грунтовую автодорогу (уже тогда узкоколейная железная дорога не действовала зимой, сообщение с Поломкой осуществлялось по автозимнику). Тогда посёлок может быть сохранён. Но для узкоколейной железной дороги результат, скорее всего, будет тем же самым.
В 2003 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
 
ИЩЕМ ОДНОКУРСНИКА!!! ПОМОГИТЕ НАЙТИ ЛЮДЕЙ!!! ПОМОГИТЕ НАЙТИ ЛЮДЕЙ!!! ПРОДАЮ ДОМ В Г.ШАРЬЯ!
Как Вы нашли наш сайт?
Через поисковые сайты Rambler, Yandex, Aport, Yahoo, Google и др.
По совету знакомых, друзей, родственников, коллег и др.
По ссылке с другого сайта, форума, каталога
Услышал или прочитал в СМИ (радио, TV, газета, журнал и др.)
Случайно
Уже не помню! Я давно знаю о нём
Как часто Вы бываете в Мантурово?
Живу здесь
Никогда не был(-а)
Приезжаю в отпуск (на каникулы)
Бываю в командировках
Был(-а) однажды
Бываю часто
Бываю иногда
html counterсчетчик посетителей сайта
friendfinder.com gratis counter счетчик посещений
Наши кнопки: неОфициальный сайт города Мантурово Костромской области неОфициальный сайт города Мантурово Костромской области $$$ для web-мастеров

Рейтинг@Mail.ru